Интервью с Морихеем Уэсибой и Киссемару Уэсибой

Интервью с Морихеем Уэсибой и Киссемару Уэсибой, изображение №1

Это интервью, проведенное двумя неизвестными газетчиками, появилось в книге «Айкидо» Киссемару Уэсибы на японском языке, издательства Ковадо, Токио в 1957 году, на страницах 198-219. Оно было переведено с японского Стенли Праниным и Кацуаки Терасавой.

«Истинное будо означает победу над собой и избавление врага от намерения сражаться»

А: Когда я учился в колледже мой профессор философии демонстрировал нам портрет известного философа, и сейчас я поражен его сходством с вами, Сенсей.

О-Сенсей: Я знаю. Возможно, я должен был заняться философией. Моя духовная сторона развита более, чем физическая.

В: это говорит, что Айкидо безусловно отличается от Карате или Дзюдо.

О-Сенсей: с моей точки зрения это правильное боевое искусство. Причина этого то, что боевое искусство базируется на универсальных фактах. Эта Вселенная состоит из множества разных деталей, и все же Вселенная символизирует единство, как семья и символизирует окончательное состояние мира. Сохраняя такой взгляд на Вселенную, Айкидо ничего более, чем боевое искусство любви. Это не боевое искусство жестокости. По этой причине Айкидо можно назвать иным проявлением Творца Вселенной. Другими словами, Айкидо подобно гиганту (на самом деле огромному). Таким образом в Айкидо Небо и Земля становятся тренировочной площадкой. Состояние ума айкидоки должно быть мирным и абсолютно ненасильственным. То есть это такое специальное состояние ума, которое превращает насилие в гармонию. И это, я считаю, настоящий дух японских боевых искусств. Эта Земля нам дана для того, чтобы превратить ее в Небеса на Земле. Войне нет места.

А: Это полностью отличается от традиционных боевых искусств, однако.

О-Сенсей: разумеется, оно полностью отличается. Если мы посмотрим в прошлое, мы увидим, как злоупотребляли боевыми искусствами. Во время периода Сенгоку (1482-1558 «Сенгоку» означает «воюющие провинции») местные правители использовали боевые искусства как инструмент, служивший личным интересам и удовлетворявший их жадность. Я думаю, что это было абсолютно неприемлемо. Так как я преподавал боевые искусства для использования в целях убийства нашим солдатам во время войны, я был глубоко обеспокоен, когда конфликт кончился. Это заставило меня найти правильный дух айкидо семь лет назад, в то время я пришел к идее сотворения небес на земле. Причиной этого решения было то, что небо и земля (то есть существующая Вселенная) достигла совершенства и относительно стабильна в своей эволюции, а человеческий род (особенно японцы) похоже находятся в состоянии потрясения. В первую очередь мы должны изменить эту ситуацию. Реализация этой миссии есть путь эволюции универсума человечества. Когда я пришел к этой мысли, я решил, что правильная позиция айкидо – это любовь и гармония. Таким образом «bu» (боевое) в айкидо есть выражение любви. Я изучал айкидо, чтобы служить своей стране. Таким образом, духом айкидо может быть только любовь и гармония. Айкидо было рождено в согласии с принципами работы Вселенной. Следовательно, это будо (боевое искусство) абсолютной победы.

В: Не могли бы вы рассказать о принципах в айкидо? В основном люди считают айкидо чем-то мистическим как ниндзюцу, с тех пор как вы, Сенсей, с легкостью роняли огромных противников и перемещали предметы весом в несколько сотен фунтов.

О-Сенсей: Оно только выглядит мистикой. В айкидо мы полностью используем энергию соперника. Чем больше сил использует соперник, тем нам легче.

В: Тогда в этом смысле в дзюдо тоже есть айки, в дзюдо вы синхронизируете себя с ритмом своего оппонента. Если он тянет, вы толкаете, если он толкает, вы тянете. Вы перемещаете его согласно этому принципу и лишаете его равновесия, и затем применяете свою технику.

О-Сенсей: в айкидо абсолютно нет атаки. Атака означает, что дух полностью потерян. Мы придерживаемся принципа абсолютного несопротивления, то есть мы не противостоим нападающему. Таким образом, в айкидо нет противника. Победа в айкидо есть masakatsu agatsu (правильная победа, победа над самим собой), поскольку вы побеждаете все согласно с миссией неба, вы владеете абсолютной силой.

В: Означает ли это go no sen? (этот термин означает поздний ответ на атаку)

О-Сенсей: абсолютно нет. Это даже не вопрос sensen no sen или sen no sen. Если я попробую описать это, я должен буду сказать, что вы контролируете соперника, не пытаясь его контролировать. Это состояние непрерывной победы. Тут нет вопроса о победе или поражении. В этом смысле вообще нет противника в айкидо. Даже если у вас есть противник, он становится частью вас, партнером, которого контролируете только вы.

В: Как много техник в айкидо?

О-Сенсей: Что-то около трех тысяч базовых техник, и каждая из них имеет шестнадцать вариантов… так что много тысяч. В зависимости от ситуации вы создаете новые.

A: Когда вы начали заниматься боевыми искусствами?

О-Сенсей: В четырнадцать или пятнадцать лет. В начале я изучал Теншин-рю Дзюдзютсу у Токусабуро Тозава сенсея, затем Кито-рю, Йаго-рю, Аиои-рю, Шинкаже-рю, все эти формы дзюдзютсу. Однако я думал, что где-то обязательно должна существовать истинная форма будо. Я пробовал Хозоин-рю содзютсу и кендо. Но все эти искусства содержали формы поединков «один на один» и это меня не удовлетворяло. Так я побывал во многих частях страны, следуя Пути и тренируясь, но все напрасно.

A: была ли это аскетическая подготовка воина?

О-Сенсей: да, поиски истинного будо. Когда я посещал другие школы я никогда не бросал вызов сенсеям этих додзе. Человек, отвечающий за додзе, обременен многими вещами, и ему очень сложно показать свои истинные возможности. Я отвечал им должным уважением и учился у них. Если я считал себя выше – я опять же выказывал им мое уважение и возвращался домой.

В: Тогда получается, что вы не изучали айкидо в начале. Когда началось айкидо?

О-Сенсей: Как я уже говорил, я посетил много мест в поисках истинного будо… Затем, когда мне было около тридцати лет, я поселился на Хоккайдо. Однажды, когда я жил в гостинице Хисада, в Энгару (провинция Китами), я встретил Сокаку Такеда из клана Аизу. Он преподавал Дайто-рю дзюдзютсу. В течении тех тридцати дней, которые я учился у него я чувствовал что-то вроде вдохновения. Позже я пригласил этого учителя в мой дом и вместе со своими пятнадцатью или шестнадцатью моими сотрудниками превратился в студента, изучающего суть будо.

В: вы открыли айкидо в то время, когда учились Дайто-рю у Сокаку Такеда?

О-Сенсей: Нет. Я бы сказал, что Такеда Сенсей открыл мне глаза на будо.

A: Были ли другие уникальные обстоятельства, сопутствовавшие вашему открытию айкидо?

Обложка журнала “Aikido”, выпущеного Ковадой в 1957 году, который содержал японский текст этого интервью.

О-Сенсей: Да. Это случилось следующим образом. Мой отец смертельно заболел в 1919 году. Я попросил разрешения покинуть Такеда Сенсея и вернулся в свой дом. По пути домой мне сказали, что если кто-то поедет в Айабе близ Киото и посвятит себя молитвам – любая хворь будет излечена. Я отправился туда и встретился с Онисабуро Дегучи. В конце концов, когда я добрался до дома, я узнал, что мой отец уже умер. Хотя я встечался с Дегучи Сенсеем всего единожды, я решил перебраться в Айабе со своей семьей и оставался там до последней части периода Тайсе (около 1925 года). Да… в то время мне было около сорока. В один из дней я обтирался у колодца. Внезапно ослепительный каскад золотых вспышек пролился с небес и окутал мое тело. Немедленно мое тело стало увеличиваться и увеличиваться, достигнув размеров Вселенной. Пораженный этим опытом я внезапно осознал, что не следует думать о попытках победить. Формой будо должа быть любовь. Нужно жить в любви. Это есть айкидо и это является старой формой позиции в кенджитсу. После этого озарения я был вне себя от радости и не мог сдержать слез.

В: Получается, что в будо нехорошо быть сильным. С давних времен единение меча и Дзен было очень тесным. Разумеется, сущность будо невозможно понять без очищения собственного разума. В этом состоянии не имеют значения понятия «правильно» и «неправильно».

О-Сенсей: Как я уже говорил, сущность будо есть путь истинной победы (Масакацу агацу).

В: я слышал историю о том, как вы были вовлечены в драку со 150 рабочими.

О-Сенсей: Я? Насколько я помню… Дегучи Сенсей отправился в Монголию в 1924 году с целью создать самую большую в Азии общину в соответствии с национальной политикой. Я сопровождал его по его просьбе, хотя меня приглашали в армию. Мы путешествовали по Монголии и Манчжурии. Находясь в последней, мы столкнулись с группой конных бандитов и попали в перестрелку. Я ответил на их огонь из маузера, затем бросился в гущу бандитов, яростно их атакуя, и они разбежались. Мне удалось избежать опасности.

A: я понял, Сенсей, что вы имеете много связей в Манчжурии. Много ли времени вы там провели?

О-Сенсей: После этого инцидента я бывал в Манчжурии очень часто. Я был советником по боевым искусствам в Шимбуден, а также в университете Кенкоку в Монголии. По этой причине меня там хорошо принимали.

В: Асихей Хино написал рассказ под названием «Оджа но Дза» в Shosetsu Shincho, в котором он обсуждает период юности Тэнрю Сабуро, бунтаря мира сумо, и его столкновение с боевым искусством айкидо и его истинным духом. Были ли вы вовлечены в это, Сэнсэй?

О-Сенсей: Да.

В: это означает, что вы были связаны с Тенрю некоторое время?

О-Сенсей: Да. Он жил в моем доме около трех месяцев.

В: Это было в Манчжурии?

О-Сенсей: Да. Я встретился с ним, когда мы совершали праздничный тур в связи с десятилетием правительства Манчжурии. Это был красивый мужчина, и на вечеринке множество людей подначивало его комментариями типа «Этот Сенсей обладает огромной силой. Как насчет проверить себя против него?». Я спросил кого-то из знакомых, кто это такой. Мне объяснили, что это был знаменитый Тенрю, который вышел из Ассоциации борцов сумо. Я был представлен ему. В конце концов мы решили померяться силами. Я сел и сказал Тенрю «Пожалуйста, попробуй сдвинуть меня. Дави изо всех сил, нет нужды сдерживаться». С тех пор как я постиг секрет айкидо, я не мог сдвинуться ни на дюйм. Даже Тенрю, казалось, удивился этому. В результате этого опыта он стал учеником айкидо. Он был хорошим человеком.

A: Сенсей, были ли вы так же связаны с военно-морскими силами?

О-Сенсей: Да, точно долгое время. Началось это в 1927 или 28 году, и продолжалось около десяти лет, я был внештатным профессором академии ВМФ.

В: Вы обучали солдат в то время, когда преподавали в Военно-морской академии?

О-Сенсей: Я довольно часто преподавал для военных, начиная с Военно-морской академии около 1927-28 годов. Примерно в 1932 или 1933 году я начал вести занятия по боевым искусствам в школе Тояма для армии. Затем в 1941-42 годах я преподавал айкидо студентам Военной полицейской академии. Также однажды я устроил показательный показ айкидо по приглашению генерала Тосиэ Маэды, суперинтенданта Армейской академии.

В: Во время того, как вы учили солдат, должно быть было много жестких происшествий

О-Сенсей: Да. Однажды я даже попал в засаду.

В: Потому что они считали вас властным учителем?

О-Сенсей: Нет, не из-за этого. Они хотели проверить мои силы. Это произошло, когда я начал преподавать в военной полиции. Однажды вечером, когда я шел по тренировочной площадке, я почувствовал, что происходит что-то странное. Я почувствовал, что что-то не так. Внезапно со всех сторон, из-за кустов и из канав появилось много солдат и окружило меня. Они начали наносить мне удары деревянными мечами и деревянными винтовками. Но поскольку я привык к таким вещам, я совершенно не был этим напуган. Когда они пытались меня ударить, я вращал своим телом так и этак, и они легко падали, как я хотел. Наконец, они все выдохлись. В любом случае, мир полон сюрпризов. На днях я встретил одного из тех, кто напал на меня. Я был советником военной полиции в префектуре Вакаяма. Во время недавней встречи один человек узнал мое лицо и подошел ко мне, ухмыляясь. После того, как мы поговорили несколько минут, я узнал, что это был один из тех, кто напал на меня в тот день много лет назад. Почесав голову, он рассказал мне следующее: «Я очень сожалею об этом инциденте. В тот день мы говорили о том, действительно ли новый профессор айкидо силен. Часть из нас, пылких военных полицейских решила проверить нового учителя. Около тридцати человек затаились в засаде. Мы были совершенно поражены тем, что мы, тридцать уверенных в себе мужчин, ничего не смогли сделать против вашей силы».

В: Случалось ли еще что-то, пока вы были в школе Тояма?

О-Сенсей: Соревнования в силе? Один инцидент произошел, как мне кажется, еще до эпизода с военной полицией. Несколько капитанов, которые были инструкторами в школе Тояма, пригласили меня помериться силой. Все они гордились своими способностями, говоря что-то вроде: «Я смог поднять такой-то вес» или «Я сломал бревно диаметром столько-то дюймов» — я объяснил им: «У меня нет такой силы, как у вас, но я могу валить таких людей, как вы, одним своим мизинцем. Мне жаль, если я вас уроню, так что давайте вместо этого вас удержу». Я вытянул правую руку и положил кончик указательного пальца на край стола и пригласил их лечь на мою руку на животы. Один, два, затем три офицера висело на моей руке, и к тому времени у всех были широко раскрыты глаза от удивления. Я продолжал, пока шесть человек не легли на мою руку, а затем попросил офицера, стоявшего рядом со мной, принести стакан воды. Пока я пил воду левой рукой, все молчали и обменивались взглядами.

В: Независимо от айкидо, вы должны обладать огромной физической силой.

О-Сенсей: Ничего подобного.

Киссемару Уэсиба: Конечно, он обладает силой, но ее следует описывать как силу ки, а не как физическую силу. Некоторое время назад, когда мы посетили новое загородное поселение, мы увидели семь или восемь рабочих, которые тщетно пытались поднять огромный пень. Мой отец постоял некоторое время, глядя на это, а затем попросил их отойти в сторону, чтобы он мог попробовать. Он легко поднял и перенес пень. Совершенно немыслимо сделать такое с помощью одной лишь физической силы. Также был случай с неким Михамахиро.

В: Был ли это тот самый Михамахиро из Ассоциации сумо Такасаго Бэя?

О-Сенсей: Да. Он был из провинции Кишу. Когда я жил в Сингу в Вакаяме, Михамахиро преуспел в сумо. Он обладал огромной силой и мог поднять три рельсы весом в несколько сотен фунтов. Когда я узнал, что Михамахиро остановился в городе, я пригласил его к себе. Пока мы разговаривали, Михамахиро сказал: «Я также слышал, что вы, сэнсэй, обладаете большой силой. Почему бы нам не проверить свою силу?» «Хорошо. Отлично. Я могу прижать вас одним указательным пальцем», — ответил я. Затем я позволил ему толкать меня, пока я сидел. Этот парень, способный поднимать огромные веса, пыхтел и пыхтел, но не мог столкнуть меня. После этого я перенаправил его силу от себя, и он пролетел мимо. Когда он упал, я прижал его указательным пальцем, и он остался полностью обездвиженным. Это было похоже на то, как взрослый прижимает ребенка. Затем я предложил ему попробовать еще раз и позволил ему давить на мой лоб. Однако он вообще не мог меня сдвинуть. Затем я разогнул ноги и, сохраняя равновесие, попеременно поднимал ноги и заставлял его толкать меня. Но он все равно не мог меня сдвинуть. Он удивился и начал изучать айкидо.

A: Когда вы говорите, что можете удержать человека одним пальцем, вы давите на жизненную точку?

О-Сенсей: я рисую окружность вокруг него. Его сила содержится внутри окружности. Неважно, насколько он может быть силен, он не может действовать за пределами окружности. Он теряет силы. Таким образом, если вы удерживаете своего оппонента, находясь за пределами этой окружности – вы можете удержать его указательным пальцем или даже мизинцем. Это возможно потому, что ваш оппонент будет совершенно бессилен.

В: Еще раз – это вопрос физики. В дзюдо так же, когда вы бросаете оппонента или прижимаете его вы располагаете себя в такой же позиции. В дзюдо вы меняете углы атаки, пытаясь поставить своего оппонента в такое положение.

A: Ваша супруга так же из префектуры Вакаяма?

О-Сенсей: Да. Ее девичья фамилия в Вакаяма была Такеда.

A: Фамилия Такеда тесно связана с боевыми искусствами.

О-Сенсей: Можно сказать и так. Моя семья много поколений поддерживала Императорский Дом. И мы делали это от всего сердца. Мои предки фактически отказались от имущества и состояния и переезжали с места на место, служа Императорской Семье.

В: Так как вы тоже, Сенсей, переезжали с места на место с тех пор, как были молодым человеком, это должно было быть очень сложно для вашей супруги.

О-Сенсей: Поскольку я был очень занят я не имел много свободного времени, чтобы тратить его дома.

Демонстрация Морихея Уэсибы со своим сыном Киссемару, 1957 год.

Киссемару Уэсиба: Поскольку семья моего отца была довольно обеспеченной, он мог заниматься аскетичным обучением боевым искусствам. С другой стороны, одна из отличительных черт моего отца состояла в том, что он никогда сосредотачивался на деньгах. Однажды имел место следующий инцидент. Когда мой отец обосновался в Токио в 1926 году, во время своего второго визита в столицу, он сначала приехал один, а затем за ним последовала семья, которая приехала из Танабэ в 1927 году. Место, где мы все обосновались, было в Сарумачи, Сибасирогане в Токио. Мы арендовали это место с помощью г-на Киёси Ямамото, сына генерала Гамбея Ямамото. В то время мой отец владел довольно большим количеством собственности вокруг Танабэ, включая как возделываемые, так и не возделываемые поля и горную местность. Однако у него было мало денег. Ему приходилось занимать деньги, чтобы выжить. Несмотря на это, ему никогда не приходило в голову продавать землю. Мало того, когда его ученики приносили ежемесячные подношения, он отвечал: «Я не хочу этого». Он говорил им, чтобы они подносили это камисама (божеству), и никогда не принимал деньги напрямую. А когда ему были нужны деньги, он смиренно представал перед алтарем камисама и принимал дары от божества. Мы никогда не думали о том, чтобы брать деньги за будо. Тренировочным залом в то время была бильярдная в особняке графа Симадзу. Многие высокопоставленные лица, включая военных офицеров, таких как адмирал Исаму Такешита, а также многие аристократы, приходили практиковаться. Название, которое мы использовали, было айкидзюдзюцу или Уэсиба-рю айкидзюцу.

В: Каков наилучший возраст для начала занятий айкидо?

Киссемару Уэсиба: Вы можете начать тренироваться в семь или восемь лет, но серьезные тренировки могут быть начаты в пятнадцать-шестнадцать. Скелет и мышцы становятся сильными в этом возрасте. С другой стороны, айкидо содержит много духовных аспектов (конечно, как и другие формы будо), и в этом возрасте мы начинаем приобретать представление о мире и о природе будо. В целом пятнадцать-шестнадцать лет это отличный возраст для начала занятий айкидо.

В: Сравнивая с дзюдо, очень мало случаев, когда в айкидо происходит борьба с оппонентом. Получается, не нужно много физической силы в айкидо. Кроме того, вы можете управлять не только одним, но многими оппонентами одновременно. Это действительно идеал будо. В связи с этим, много ли хулиганов приходят изучать айкидо?

Киссемару Уэсиба: Конечно, такие люди тоже записываются. Но если люди такого типа изучают айкидо с намерением использовать его как инструмент для драки, они не задерживаются надолго. Будо не похоже на танцы или просмотр кино. Дождь или солнце, вы должны практиковать непрерывно в течении своей жизни, если желаете прогрессировать. В частности, айкидо можно сравнить с духовной тренировкой, практикуемой с использованием форм будо. Оно никогда не создавалось в качестве инструмента для тех, кто может использовать его для драки. Кроме того, люди, склонные к насилию, перестают вести себя таким образом, если они изучают айкидо.

В: Понимаю… через постоянные тренировки они перестают вести себя как хулиганы.

О-Сенсей: Так как айкидо не является bu (боевым методом) насилия, а скорее боевым искусством любви, вы не ведете себя жестоко. Вы перенаправляете агрессивного оппонента на более мягкий путь. Они более не ведут себя как хулиганы.

В: Понятно. Это не контроль жестокости с помощью жестокости, но трансформация жестокости в любовь.

A: С чего вы начинаете обучение в айкидо? В дзюдо учат укеми (падения)…

Киссемару Уэсиба: Для начала – передвижения (тай-сабаки), затем поток ки…

A: Что это – поток ки?

Киссемару Уэсиба: В айкидо мы постоянно тренируем контроль ки нашего партнера через движение своего собственного ки, используя ки партнера внутри нашего собственного движения. Затем, мы изучаем как передвигаться. Ваше движение – это не только ваше тело, но ваши руки и ноги, вместе. Так ваше тело становится единым и двигается плавно.

В: Наблюдая практику айкидо – выглядит так, что студенты действительно падают. Какой способ вы практикуете для укеми?

Киссемару Уэсиба: В отличие от дзюдо, где вы всегда сталкиваетесь с противником, в айкидо вы полностью выстраиваете некоторую дистанцию. Следовательно, возможно более свободное укеми. Вместо громкого падения как в дзюдо мы используем округлые падения, очень естественную форму укеми. Мы практикуем эти четыре элемента очень старательно.

В: Итак, вы практикуете тай-но-сабаки (передвижения), ки-но-нагарэ (поток ки), тай-но-тенкан-хо (развороты), укеми, и затем начинаете практиковать техники. Какой тип техник вы преподаете в начале?

Киссемару Уэсиба: технику для броска оппонента на множество разных сторон. Это делается так же, как в технике с мечом. Конечно, мы используем боккен (деревянный меч). Как я говорил ранее, в айкидо даже противник становится частью вашего движения. Я могу свободно перемещать врага по своему усмотрению. Из этого естественным образом следует, что когда вы практикуете с любым доступным вам средством, например, с посохом или деревянным мечом, оно становится такой же частью вас, как рука или нога. Поэтому в айкидо то, что вы держите, перестает быть просто предметом. Это становится продолжением вашего тела. Следующее – ирими-наге. В этой технике вы входите, как только ваш оппонент пытается ударить вас, и в это самое время делаете два или три атеми (удара). Например, оппонент бьёт вас в лицо кулаком или ребром ладони (тэгатана). Используя силу вашего оппонента, вы разворачиваетесь влево, провожая его правую руку своими обеими вытянутыми руками, следуя направлению его движения. Затем, удерживая его руку вы двигаете ее вокруг его головы. Затем он падает с собственной рукой, обернутой вокруг его головы… Это так же поток ки… На этот счет существуют различные сложные теории. Противник остается полностью бессильным, или, скорее, сила противника направляется в том направлении, в котором вы хотите его поймать. Поэтому чем больше силы у противника, тем легче вам. С другой стороны, если вы столкнетесь с силой противника, вы никогда не сможете надеяться победить очень сильного человека.

О-Сенсей: Также в айкидо вы никогда не идете против силы нападающего. Когда он атакует вас, нанося удары или рубя мечом, по сути, есть одна линия или одна точка. Все, что вам нужно сделать, это не находится в этой точке.

Киссемару Уэсиба: Затем мы делаем следующие техники: сувариваза икке от шомен-учи атаки, никке, затем техники на суставы, техники удержания и так далее…

В: Айкидо содержит много духовных элементов. Какое время потребуется, чтобы овладеть базовыми знаниями об айкидо с самого начала?

Киссемару Уэсиба: Поскольку люди очень разные, я не могу сделать никаких общих утверждений, но когда человек занимается около трех месяцев, у него появляется некоторое понимание того, что такое айкидо. А те, кто завершил три месяца практики, будут тренироваться шесть месяцев. Если вы занимаетесь шесть месяцев, то вы можете продолжать неопределенное время. Те, у кого есть только поверхностный интерес, бросят это занятие еще до трех месяцев.

В: Насколько я знаю, экзамен на шодан будет 28 числа этого месяца. Сколько сейчас обладателей черного пояса?

Киссемару Уэсиба: Самый высокий ранг — восьмой дан, и их четверо. Шесть обладателей черного пояса седьмого уровня. А обладателей первого уровня довольно много, но, конечно, эта цифра включает только тех, кто связался с Хомбу Додзё после войны.

В: я знаю, что значительное количество людей обучаются айкидо в других странах.

Киссемару Уэсиба: Г-н Тохей посетил Гавайи и США с целью обучения айкидо. Самым популярным местом для айкидо являются Гавайи, где насчитывается 1200 или 1300 практикующих. Эта цифра для Гавайев будет эквивалентна 70 000 или 80 000 айкидок в Токио. Во Франции также довольно много обладателей черных поясов. Есть один француз, который начал изучать айкидо после того, как получил травму, занимаясь дзюдо. Он хотел ощутить дух айкидо, но не смог сделать этого во Франции. Он чувствовал, что для поиска истинного духа айкидо ему нужно отправиться на родину этого искусства. Он объяснил, что именно поэтому он приехал в Японию. Посол Панамы также изучает айкидо, но, похоже, климат в Японии слишком холодный для него, и он не занимается зимой. Также есть женщина по имени Онода Хару, которая отправилась в Рим, чтобы изучать скульптуру. Она ходит в додзё ещё со времён учёбы в Токийской школе изящных искусств. Недавно я получил от неё письмо, в котором она пишет, что случайно встретила итальянца, который занимается айкидо, и он очень хорошо к ней отнёсся.

A: и по-поводу интерпретации техник айкидо?

О-Сенсей: Основные моменты – это masakatsu, agatsu, и katsuhayai. Как я уже говорил, masakatsu означает «правильная победа», agatsu означает «побеждать в соответствии с небесной миссией, данной вам». Katsuhayai означает «состояние ума быстрой победы».

A: Путь долог, не так ли?

О-Сенсей: Путь Айки бесконечен. Сегодня мне 76 лет, но я все еще продолжаю свой поиск. Это нелегкая задача — освоить Путь в будо или искусстве. В айкидо вы должны понимать каждое явление во Вселенной. Например, вращение Земли и самую сложную и труднодостижимую систему во Вселенной. Это обучение длиною в жизнь.

В: Итак, айки — это учение kami, как военного пути. Тогда в чем же дух айкидо?

О-Сенсей: Айкидо — это ai (любовь). Вы создаете эту великую любовь Вселенной своим сердцем, а затем вы должны сделать своей собственной миссией защиту и любовь ко всему сущему. Для выполнения этой миссии айки должно быть истинным будо. Истинное будо означает победить себя и устранить агрессию из сердца врага… Нет, это путь к абсолютному самосовершенствованию, на котором устраняется сам враг. Техника айки — это аскетическая тренировка и путь, посредством которого вы достигаете состояния единения тела и духа посредством реализации принципов Небес.

В: То есть айки это путь к миру во всем мире?

О-Сенсей: Конечная цель айки — создание рая на земле. В любом случае, весь мир должен быть в гармонии. Тогда нам не нужны атомные и водородные бомбы. Мир может быть комфортным и приятным.