Интервью с Кристианом Тиссье

Это интервью — встреча Кристиана Тиссье и Джоша Голда в марте 2023 года. Кристиан Тиссье шихан 8 дан — сегодня один из самых уважаемых и влиятельных инструкторов в мире. Он начал практиковать в 1962 году и переехал в Токио в 1969, где жил и практиковал в Айкикай Хомбу Додзе семь лет. Кристиан Тиссье был пионером французского сообщества Айкидо, и основал «Cercle Tissier» в Париже, академию обучения Айкидо, а так же широкого спектра боевых и художественных искусств. Он является основателем Fédération Française d’Aïkido Aïkibudo et Affinitaires (FFAAA), одной из двух признанных государством федераций Айкидо во Франции и часто возглавляет крупные международные семинары и события.

Джош Голд ( Aikido Journal): Добрый вечер, Кристиан. Спасибо за снова уделенное Aikido Journal время.

Кристиан Тиссье: Да, конечно.

Вы только что провели семинар в Германии. Как часто сегодня вы путешествуете с семинарами?

Сейчас я путешествую не так много, как раньше. Я уменьшил количество семинаров, на которые я соглашаюсь, особенно когда место очень далеко или труднодостижимо. Когда я еду проводить семинар, я хочу строить долговременные отношения с людьми, так как важно посещать такие места ежегодно, иначе это не имеет смысла. Сейчас у меня постоянное расписание визитов, особенно в Европе. Такие места как Германия, Голландия, Италия и Испания. В мае я поеду в Болгарию на семинар, и затем конечно в Сан-Франциско в 11th Street Dojo.

 Кристиан Тиссье в 11th Street Dojo, Сан-Франциско
Кристиан Тиссье в 11th Street Dojo, Сан-Франциско

Частые путешествия должны давать вам информацию о перспективах в мире Айкидо. Как обстоят дела после пандемии?

Пандемия повлияла на количество регулярно занимающихся в додзе людей, но посещаемость семинаров растет. Люди изголодались по практике и вновь посещают семинары. Пока что не так, как раньше, но посещаемость улучшается и мои семинары полны.

Как обстоят дела с вашим додзе в Париже? Не поделитесь ли вы немного историей этого додзе и как оно устроено?

Мое додзе в Париже в полном порядке. Вероятно как большинство додзе после пандемии. Мы потеряли некоторое количество студентов, как другие, но дела идут очень хорошо на данный момент.

Что касается истории «Cercle Tissier» — я начал преподавать в додзе, когда вернулся из Японии в 1977, и я приобрел его в 1980, так что сегодня я владею зданием. Я использовал его для преподавания каждый день до тех пор, пока не переехал на юг Франции в 1990. В то время я решил доверить управление другим. Я продолжал приезжать в додзе еженедельно, дважды в неделю на протяжении 30 лет. Сегодня я приезжаю два или три раза в месяц на пару дней.

Там практикуют множество разных искусств и дисциплин — бразильское Джиу-Джитсу, танцы, и конечно Айкидо.

Да, у нас занимается около 3000 человек. Айкидо, разнообразные танцы, йога, кадзюкенбо, бокс, джиу-джитсу, крав-мага, карате, кобудо и множество других боевых искусств. Айкидо было главным занятием долгое время, но теперь это не так. Возможно потому, что я недостаточно там бываю. Другие люди преподают очень хорошо, но если вы главный в додзе, люди предпочитают, чтобы вы были там.

Cercle Tissier, Paris
Cercle Tissier, Paris

Расскажите про то, как можно совмещать в додзе так много дисциплин.

Земля в Париже очень дорогая, и мы не имеем выбора. Если вы купили здание, вы должны зарабатывать достаточно денег для выплаты ипотеки. У нас четыре помещения для одновременных занятий. Главное додзе для Айкидо — 200 квадратных метров, и три помещения по 100 квадратных метров каждое. Нам нужно четыре разных боевых искусства одновременно. Это большое преимущество, потому что одно занятие может привести студентов к другим занятиям.

Многие ли из ваших обучающихся Айкидо одновременно занимаются другими боевыми искусствами ли двигательными практиками, которые у вас преподают?

Да, некоторые посещают джиу-джитсу, так как оно хорошо совмещается с Айкидо. Это другой тип практики, но может быть очень ценным. Некоторые так же посещают уроки карате. Я говорю своим молодым ученикам (от второго до пятого дана) — если они хотят стать профессионалами, они должны немного практиковать карате или бокс, чтобы иметь больше опыта в боевых искусствах.

Айкидо и множество других искусств практикуют в додзе формы будо. Какие перспективы имеет роль будо в обществе? И почему вы не считаете, что будо может больше влиять на современный мир?

Это факт, что традиционные будо теряют привлекательность, так как есть огромный выбор. Люди ищут что-то простое и быстрое, но традиционные будо требуют дисциплины, специальной униформы, чистой униформы, точного расписания занятий и тому подобных вещей. Множество людей не понимают, почему они должны делать это, тогда как в других дисциплинах все быстрее, удобнее и практичнее.

Конечно мы не предлагаем обучать людей самообороне быстрее, чем крав-мага. Люди приходят в Айкидо, потому что они хотят чегто-то более глубокого и более уникального, но мы делаем это более привлекательным и соответствующим современному обществу. Главная цель будо не только самооборона, но личностный рост и развитие. Как учителя мы показываем как это работает и как наши студенты прогрессируют и получают от этого выгоду. Я верю, что если люди почувствуют пользу от традиционного будо, то это будет привлекать к занятиям больше учеников.

Как бы вы описали место будо во вселенной боевых искусств?

Будо это путь улучшения себя через физические тренировки в рамках набора ограничений. В то время как будо является своего рода боевым искусством, важно отметить, что не все боевые искусства являются будо. Ценности и цели будо отличаются от систем самообороны. Будо фокусируется на привнесении естественных принципов, таких как дистанция, видение, техника, взаимодействие, уважение, целостность и чистота в своей практике. Чем больше естественных принципов привносится, тем больше чистоты в их движениях. Будо — это достижение точности в движениях и мыслях, и это преследование идеала отличает его от других типов боевых искусств.

Как, конкретно, вы считаете будо влияет на персональный рост, или вероятно даже на появление лидерских качеств?

Будо подчеркивает такие принципы, как общение, уважение и добросовестность, которые необходимы для построения крепких отношений и выработки лидерских качеств. Посредством тренировок будо люди учатся просчитывать риски, подвергать себя рассчитанному риску и развивать дисциплину для упорного преодоления вызовов. Все это ценные навыки, которые применимы как в личной, так и в профессиональной деятельности. Более того, стремление к чистоте в движениях и мыслях требует самоотверженности, упорства в намерениях и готовности к обучению и росту, а все это способности сильного лидера.

Что бы вы сказали тому, кто хочет начать заниматься будо?

Я должен рекомендовать ему найти хорошего учителя и подойти к тренировкам с открытым сознанием и стремлением учится. Будо — это на всю жизнь, и оно требует дисциплины, самоотверженности и спокойного отношения к прогрессу. Так же важно отметить, что будо — это не только физическая тренировка, но так же построение характера и твердых моральных ориентиров. Благодаря включению естественных принципов в свою практику люди могут прийти к положительным изменениям не только в их передвижениях, но так же и в их жизни.

Jimmy Friedman, Christian Tissier, Patricia Hendricks, and Lincoln Friedman in 2018
Jimmy Friedman, Christian Tissier, Patricia Hendricks, and Lincoln Friedman in 2018

Как правило будо дисциплины не особенно заметны за пределами их собственной аудитории, но одно пространство, где мы к сожалению видим будо искусства в наши дни в более широком смысле — это социальные сети, такие как https://www.instagram.com/mcdojolife/ . Вы можете видеть не только Айкидо, но Дайто-рю, китайские и индийские боевые искусства, тае-квон-до и даже системы самообороны. На видео тренеры делают бесконтактные техники или демонстрируют вещи, противоречащие законам физики. В Айкидо некоторые тренеры используют очень тонкие упражнения на связность для демонстрации принципов. Некоторые при демонстрации не используют никакого или очень слабый контакт, однако уке взлетают в воздух. Некоторые из этих клипов вырваны из контекста, но некоторые точно представляют то, что происходит на татами. Что вы думаете о такой практике?

Да, мы знаем некоторых практикующих Айкидо, кто имеет очень хороший бекграунд и технику. Затем, в какой-то момент, это немного меняется и они пытаются объяснить как это работает через бесконтактные техники. Я могу понять, что они объясняют, но с этого момента в практике нет никаких ощущений. Для меня это очень плохой путь для продвижения того, что мы делаем. Люди, которые смотрят на это подумают, что это фальшивка. Потому что это так и есть.

Проблема в том, что я не уверен, что они не знают про себя, что они врут. Я смотрел видео… не помню имени этого джентльмена, но это был китайский мастер, кто часто делал бесконтактные техники. Он принял вызов от практикующего карате. И он был сильно удивлен первым же полученным ударом. Это означает, что он жулик, который реально верит в то, что делает. Самое безумное — это как уке или партнеры так же верят в это. Когда видишь это — становится действительно грустно.

Вы вероятно нуждаетесь в некоторой культовой атмосфере для создания группы людей, кто собирается на такого типа тренинги без вопросов, что вообще происходит.

Да. Это один из типов манипуляции сознанием, и это очень опасно по моему мнению.

Вернемся к хорошему, скоро выходит ваша книга. Расскажите немного о ней?

Да, моя книга сейчас переводится на английский, и я надеюсь будет готова перед Рождеством. Это не книга о техниках, она показывает что такое Айкидо в целом. Она включает 80 страниц с техниками, одна страница для икке, одна для никке, одна для санке, енке и две или три страницы про айки-кен и айки-дзе и танто-дори для того, чтобы дать базовое объяснение.

У нас было много авторов, кто написал очень интересные статьи на разные темы, относящиеся к Айкидо. Около 20 соавторов, включая Гильома Эрарда, Джимми Фридмана и Бруно Гонзалеса, кто написали о связи между ситуацией в театре и ситуацией, которую мы имеем в Айкидо.

Вы делали фотографии специально для книги?

Да, мы сделали некоторое количество фотографий техник, и мы просили соавторов добавить хороших фото их сенсеев. У нас так же есть много иконографии из Японии. Книга не фокусируется просто на технике и она в то же время для того, чтобы показать Айкидо.

Когда выйдет книга?

Я думаю перед Рождеством.

Вы тренировались у множества мастеров Айкидо, включая Киссемару Уэсиба. Расскажите немного про некоторых ваших учителей и что особенно вдохновило вас у одного или пары из них?

Когда я был в Хомбу Додзе, я тренировался в «старших» группах. Моими главными учителями по понятным причинам были Киссемару Дошу и Ямагучи сенсей, но я был так же близок к Саотоме сенсею. Перед тем, как он уехал в США, мы очень часто совместно практиковали, даже индивидуально. Мы много занимались дзе. Я так же близко дружил с Масуда сенсеем, он был для меня как старший брат. Конечно Осава сенсей очень помогал мне, особенно когда я вернулся во Францию.

Дошу и Ямагучи сенсей были моими главными учителями, потому что Дошу был преемником семьи Уэсиба, и я любил его индивидуальность и работу, которую он делал для Айкидо. Посещение его классов каждое утро, укемирование и наблюдение за его работой с другими людьми помогло мне научится приверженности к Айкидо. Это очень мне помогло, когда я вернулся в Европу, где Айкидо было немного другим относительно того, чему я учился в Хомбу Додзе. Я просто говорил «То, что я делаю похоже на Айкидо Дошу». Это мне очень помогало.

С Ямагучи сенсеем было совершенно по-другому, так как его Айкидо было так же невероятно, по моему мнению. Комбинация из традиционности и чистейшей техники, но в ином приближении, было для меня великой возможностью.

В чем вы видите отличие Айкидо Ямагучи сенсея от Дошу?

Кристиан Тиссье и Сейго Ямагучи
Кристиан Тиссье и Сейго Ямагучи

Айкидо Ямагучи сенсея очень отличалось от Дошу. Конечно, некоторым людям это не нравилось, но я было очень заинтересован в том, что он делал. Ямагучи сенсей был не из тех, кто говорил про О-Сенсея. Он никогда не говорил «О-Сенсей говорил мне делать это вот так». Так как я был с ним близок я задавал вопросы про О-Сенсея, он мог ответить, но его ответы были всегда — «он был другим человеком из другого мира, и сейчас другое время». Ямагучи сенсей всегда выказывал уважение Хомбу Додзе и положению семьи Уэсиба, но он никогда не отвечал на вопросы или оправдывался или объяснял то, что он делает апеллируя к авторитету.

Когда Ямагучи сенсей покинул нас, Дошу сказал «Два или три месяца назад я делал демонстрацию, и Ямагучи сенсей был там. Ямагучи сенсей подошел ко мне и сказал «твое Айкидо очень чисто сегодня». Тот факт, что Дошу поделился этим утверждением показывает его признание Ямагучи сенсея не превосходящей, но очень важной персоной в мире Айкидо.

Спасибо, что выбрали время для разговора с нами, сенсей. Я буду рад встретится с вами в Сан-Франциско в мае!

оригинал — https://aikidojournal.com/2023/04/17/a-conversation-with-christian-tissier/