Перемещения в Айкидо

Как часто говорит Стефан Бенедетти «Айкидо среди кенгуру невозможно». У человека две точки опоры, потому всегда есть два вектора, по которым можно гарантированно вывести уке из равновесия. Как минимум два, ибо в процессе движения эти векторы постоянно сдвигаются, что дает нам в итоге целый веер возможностей. Остается сущая «мелочь» – научиться этими возможностями пользоваться. К тому же вывести из равновесия, войти по нужному вектору – это все правильные слова, но необходимо обучить свое тело выполнять некоторое количество правил, без которых эти намерения невозможно реализовать. Вот тут и начинается самое интересное…

Попробую перечислить то, что совершенно необходимо понять и, что более важно и сложно, научить свое тело исполнять в процессе обучения:

  • для начала вспомним аксиому, которую не раз озвучивал сенсей Тамура Нобуеси – «в любой момент времени у вас должно быть доказуемое ощущение, что между татами и пятками можно проложить лист бумаги». То есть все, абсолютно все перемещения подразумевают, что вес тела передается на подушку стопы под большим пальцем, и при этом стопа скользит над татами на расстоянии миллиметров. Мой хороший знакомый (в то время посещавший великое множество семинаров по всей Европе и РФ) как-то рассказывал, что наблюдал ленивую муху, которую Тамура сенсей гнал перед собой по татами в процессе объяснения техники – не особенно ее пугая. Это очень важное и нужное умение, так как попытки проворачиваться на пятках или прыгать, подобно горному козлу, приводят к очень серьезным нагрузкам на коленные суставы, к которым эволюция нас совершенно не готовила. Замечу, что отсылки к эволюционному развитию нашего скелета часто очень помогают объяснить начинающим смысловое наполнение правильных (с точки зрения нашего Учителя) движений, и это очень помогает понять и запомнить иллюстрируемые движения, а так же сохранить физическое здоровье;
  • вторая аксиома – вес тела в каждый момент времени находится минимум на 90% на ОДНОЙ из ног. Очень сложно заставить наш человеческий мозг поверить, что в динамике одна опора часто устойчивей, чем две, и впечатать это знание в матрицу привычек, хотя при обычной ходьбе это именно так и есть. Но как только нужно осознать движение – люди по какой-то причине начинают пытаться удержать мнимое равновесие порой самыми изумительными (и совершенно неэффективными) методами. Еще сложнее научиться перемещать вес плавно, а не прыжком с ноги на ногу, и не делать при этом широченных шагов, подтаскивая «заднюю» ногу подобно зомби из голливудских фильмов;
  • третье, что буквально на каждом семинаре (вне зависимости от страны проведения) озвучивает Стефан Бенедетти – «ваше тело должно быть подобно исправному автомобилю – голеностоп как накачанные шины, ноги как исправная подвеска, бедра, грудная клетка и руки с плечами расслаблены, но не вялы, вы все должны быть как свежая рыба, такое ощущение». Я слышал это как минимум на шести языках, это действительно очень важно;
  • вслед за этим Стефан обычно демонстрирует казалось бы простое, но очень глубокое и сложно воспринимаемое правило передвижения – если обозначить свой позвоночник с помощью дзе, взятого вертикально, то одно и то же (казалось бы) перемещение обеими ногами или с выходом в широкую низкую стойку отличается расстоянием собственно перемещения ВДВОЕ. Это легко понять, попробовав, но по какой-то очень сакральной (видимо) причине это простое знание не использует великое множество людей, раз за разом расставляясь на татами подобно героям боевиков 80-х годов;
  • вспомним так же одно из базовых упражнений, которое мы можем увидеть еще на видео О-Сенсея — камаэ, почти полный перенос веса с одной ноги на другую. Помнить это упражнение очень важно, и оно учит нас работать с собственным весом – окончание многих техник как раз и состоит из перемещения собственного центра тяжести, а с ним через позвоночник и руки – воздействия на уке, при этом ни в коем случае не следует «кивать» туловищем или переставлять ноги без причины;
  • обязательно приучить тело автоматически синхронизировать работу рук и ног. В Айкидо за редчайшими исключениями одноименные рука и нога работают синхронно, в отличие от обычной уличной ходьбы, где чаще всего корпус с руками двигается в противофазе с бедрами и ногами. Такой способ движения легко объясним простой физикой – если вам надо толкнуть действительно большой вес (например, автомобиль) – ваше тело само выстраивается в правильное положение, а вот на татами этого не происходит, и люди (следуя «записанной» эволюцией в нашем мозгу программе) пытаются все делать с помощью рук. Стефан Бенедетти требует, чтобы на каждой тренировке три-пять минут посвящалось упражнению субури, которое как раз учит тело правильной синхронизации работы рук и ног.

Я глубоко убежден, что человек, который способен удержать в голове и следовать этим правилам сможет добиться очень серьезных и глубоких результатов на пути изучения Айкидо. Любое же отклонение от этих установленных нашими Учителями рамок ведет к крупным и неприятным ошибкам, которые раз за разом (к большому сожалению) широко демонстрируются на семинарах и экзаменах. Андрей Марьенков (у которого мне повезло учиться долгий период моей жизни в Айкидо) много раз повторял нам, что на каждой тренировке кроме выполнения указанных тренером техник и упражнений необходимо ставить перед собой личную задачу (одну из вышеперечисленных или что-то заданное тренером на прошлых занятиях), выполнение которой не менее важно, нежели тема самого занятия, потому как учит тело правильным, полезным привычкам, не мешая при этом процессу обучения в целом.