Хироши Икеда о традициях и изменениях в Айкидо
Антонио Алойа — операционный менеджер Aikido Journal, сандан, магистр истории, специализирующийся на боевых искусствах и изучении Восточной Азии.
6 марта 2020 года
Хироши Икеда шихан начал свой путь в айкидо в 1968 году в Токио. Обладатель седьмого дана, основатель и главный инструктор Boulder Aikikai в Боулдер, штат Колорадо. На последнем семинаре он побеседовал с Антонио Алойа из Aikido Journal про сегодняшнее положение дел в айкидо в Соединенных Штатах, отношения Айкидо с другими боевыми искусствами, и что ожидает айкидо в будущем.
Aikido Journal (Антонио Алойа): Спасибо вам, Икеда сенсей, за то, что выбрали время для разговора со мной и с читателями нашего журнала.
Хироши Икеда : Спасибо за приглашение.
Существует множество подходов к продвижению искусства Айкидо, которые обсуждаются и применяются на протяжении долгих лет. Некоторые работают, но большинство не дают реального результата. Когда вы впервые открыли додзе, как вы приобретали новых студентов? Какие методы вы использовали и какие из них сработали?
Boulder Aikikai был основан в августе 1980 года. В то время не существовало общедоступного интернета. Привлечение студентов состояло главным образом в «сарафанном радио», развешивании постеров в супермаркетах и ресторанах, а так же в часто посещаемых людьми местах. Реклама в телефонной книге и «Желтых страницах» так же была эффективной. Эти методы в то время имели тот же эффект, что и сегодняшний интернет-поиск.
Часто говорят, что жизненная сила додзе — это его учащиеся. Основываясь на прошлой и сегодняшней статистике набора в ваше додзе — каков возрастной состав и какие группы, как вы считаете, недостаточно представлены?
В восьмидесятых было много людей от двадцати до тридцати лет, в девяностые — много людей от тридцати до сорока. В двухтысячных резко сократилось количество двадцатилетних. В настоящее время баланс между мужчинами и женщинами среди студентов — семь к трем, мужчин больше. Большинство практикующих — европейцы, наряду с людьми из азиатских стран.
Журнал «Black Belt» проводил опрос в конце семидесятых и выяснил, что всего лишь несколько тысяч американцев занимаются Айкидо. В девяностых это количество достигало десятков тысяч. Когда в вашем додзе был наибольший наплыв студентов? Было ли особенное время года? Почему, как вы думаете, это стало важной точкой для роста?
Двадцать лет с 1980 по 2000 были временем, когда множество людей практиковало айкидо. Одна из причин — множество фильмов о боевых искусствах и влияние этих фильмов, это было время, когда как молодые люди, так и другие поколения интересовались боевыми искусствами.
Прогрессируя в искусстве, многие вдохновляются на то, чтобы учить других. Как ваше додзе готовит будущих инструкторов?
Все инструкторы айкидо — люди, которые нуждается в полном погружении. Они обязаны владеть не только фундаментальными знаниями базовых техник, но также стремиться к эволюции и процветанию айкидо. Они должны владеть выдающимися двигательными навыками и интересной техникой, как шиханы в прошлом. Это обязательно для инструкторов будущего. Быть инструктором, который учит только техническим формам означает в результате получить айкидо, которое ничего не означает.
В настоящее время отношение к тренировкам, а так же время, отведенное на практику изменились по сравнению с опытом учи-деши в прежние времена. Сложно получить хороших инструкторов в сегодняшнем окружении. В моем додзе мы много занимаемся айкидо, и через этот опыт расширяем собственные горизонты, чтобы каждый из них мог выработать индивидуальность. От окружения такого типа мы ожидаем, что в будущем у нас может появится несколько хороших инструкторов.
Что касается меня — я всегда тренируюсь глядя в будущее, для самосовершенствования, и затем я делюсь результатами с моими учениками на тренировках. Если ученик может это развить — я надеюсь, что появится будущий инструктор.
По вашему мнению, что отделяет простого инструктора от хорошего? Это уровень навыков или большая способность к контакту с учениками во время обучения? Перевешивают ли личные качества технические навыки в некотором смысле?
Я думаю, что сейчас большое количество разных учителей. В 1970 году, когда я практиковал во Всемирной штаб-квартире айкидо, там было много инструкторов, кто был учениками О-Сенсея. Они были прекрасными техническими инструкторами, и во время тренировок рассказывали нам о истории айкидо, о чем мы потом дискутировали в кафе после занятий. Там были шиханы, рассказывавшие множество интересных вещей. Все шиханы были разными, но все они добросовестно много лет учились под руководством О-Сенсея. Я думаю те инструкторы были реальными мастерами, а также отличными преподавателями.
Я считаю, что те, кто усердно тренируется в подобной манере обязательно станут хорошими инструкторами, а также будут иметь потенциал стать большими лидерами.
Французский айкидока Кристиан Тиссье предлагает разрешать юным инструкторам вести классы более часто, чтобы попытаться привлечь в додзе молодежь 18-30 лет. Как вы считаете, это верный метод решения демографической проблемы? Какие еще методы вы предлагаете или пробуете?
Продвигаясь вперед, айкидо должно строится молодыми людьми. Даже если вы молодой инструктор, вы обязаны иметь технические и лидерские навыки. Айкидо — это не просто собирать людей вместе. Оно имеет важную цель передачи духа О-Сенсея Морихея Уэсибы.
Будущее айкидо будет серьезно зависеть от того, будут ли молодые инструктора людьми, кто много практикует айкидо, или просто инструкторами потому что они имеют свой полученный дан. Это пожелание на будущее — когда стариков более не будет с нами, молодежь будет творить айкидо, и через это появятся новые хорошие инструкторы. Этот способ появления молодых инструкторов и как они будут делиться своими техническими возможностями и интересом к айкидо послужит изменениям в будущем айкидо.
Недавно Джош Голд, исполнительный редактор «Aikido Journal» в числе прочих пишущих о боевых искусствах утверждал, что айкидо находится в упадке по крайней мере с 2004 года, с массовым падением, случившимся около 2012 года. Имеете ли вы собственный опыт и повлияло ли это на ваше додзе?
Изменение в численности занимающихся айкидо видны в моем додзе так же, как и в других. Если стариков больше нет рядом, и молодые люди более не стучат в двери айкидо, последствия этого — мы не можем отстраниться от катастрофической ситуации в айкидо.
Эти же авторы утверждают, что группа 18-29 лет почти исчезла в айкидо так же, как и в других додзе традиционных боевых искусств по всей Америке. Что, как вы считаете, способствует снижению и могут ли эти традиционные боевые искусства выжить без этой специфической возрастной группы? Традиционные боевые искусства в опасности?
Эта ситуация существует не только в Соединенных Штатах, но по всему миру, и это нехорошо. Добавлю, причина это или нет, но с 2000х годов выходит все меньше и меньше фильмов о боевых искусствах.
Можно сказать, что публика меньше осведомлена о боевых искусствах. Так же произошли изменения в фильмах и телешоу, в которых представлены боевые искусства. Взгляд на боевые искусства изменился и возможно уходит из дозе. Олимпийское Дзюдо популярно в Европе, но в США трудно найти додзе, где практикуют дзюдо. В будущем боевые искусства возможно не смогут удержать падение, если мы не подумаем о них по-новому.
К сожалению мы всегда сталкиваемся с неизбежностью перемен, нравится это нам или нет. Мир драматически изменился за последние двадцать пять лет, и боевые искусства не защищены от этого. Как вы и ваше додзе адаптируется к переменам?
Раз это веяние времени, сложно что-то менять. Я считаю важно думать в сторону новых тренировочных методов, которые приносят интерес к практике.
По вашему мнению, как могут традиционные боевые искусства, такие как Айкидо, адаптироваться к меняющемуся ландшафту новых боевых искусств и американской индустрии? Есть ли у школ возможность сохранить традиции, идя в ногу со временем?
В боевых искусствах есть традиции, но люди живут в настоящем, где многое изменилось и способ мышления людей изменился. Сохранение традиций додзе зависит от сегодняшних людей. Если возможно, я желаю сохранить традиции и целостность традиционного японского додзе без изменений.
Учитывая, что численность занимающихся дзюдо и карате остается прежней, по крайней мере сравнительно с айкидо, как вы считаете — как карате и дзюдо адаптировались к этим переменам, или почему они не испытали того же упадка в последние годы?
Одной из причин являются соревнования в дзюдо и карате. В айкидо нет соревнований. Я думаю боевые искусства без соревнований, которые были важны в прошлом, сегодня теряют популярность. Мы живем во времена, когда люди интересуются соревновательными видами.
Когда мастера боевых искусств, особенно владельцы додзе, обсуждают изменения в индустрии, растущая популярность смешанных боевых искусств (ММА) и бразильского Джиу-Джитсу (BJJ) являются основными факторами. Действительно ли ММА и BJJ являются двумя факторами, способствующими уменьшению популярности традиционных боевых искусств, и если это так, что эти виды предлагают в сравнении с айкидо или другими японскими боевыми искусствами, такими как карате и дзюдо?
Если говорить кратко — обучение в японских боевых искусствах это накопление множества простых уроков. Из просмотра соревнований по телевидению и тому подобного люди преимущественно видят то, что близко. Они могут представить себя, стоящим на ринге. Вероятно это путь вникуда. Кроме того, просмотр приводит в восторг молодежь. Они наслаждаются этим, независимо от того могут ли они сами выдержать трудные тренировки и обучатся боевым искусствам. Они любят смотреть потому, что они представляют себя делающими то, что никогда делать не будут.
Кроме соревнований, есть ли что-то, что предлагают дзюдо и карате и чего нет в айкидо, учитывая, что дзюдо и карате не испытывают такого быстрого падения интереса и участия, как айкидо?
Айкидо, дзюдо, карате и все боевые искусства имеют одну цель развития. Дзюдо и карате включают соревнования, это подходит молодым людям сегодня. Не другой ли это мир относительно оригинального намерения духа боевых искусств? Одной из целей продолжения тренировок в боевых искусствах является выработка терпеливости, настойчивости. В боевых искусствах с соревнованиями, таких как карате, дзюдо и подобных им, вырабатывают настойчивость при столкновении с противником, а в таких боевых искусствах как айкидо, иайдо и кюдо терпеливость вырабатывают в борьбе с самим собой. Айкидо обеспечивает настойчивость и терпеливость как продукт спокойствия, а боевые искусства с соревнованиями вырабатывают то же самое в результате активности.
Айкидо сосредоточено вокруг идеи связи и объединения, равно на татами и вне его. Как вы опишете общность вашего додзе? По вашему мнению, едина ли культура вашего додзе с культурой мирового сообщества айкидо? Что делает ее другой?
Во всех боевых искусствах «мусуби», или связь очень важно, потому что без «мусуби» вы не можете контролировать другого человека. В айкидо мы слышим слово «мусуби». Без «мусуби» техники айкидо не могут быть выполнены. Я верю, что мы нуждаемся в более серьезных размышлениях про слово «мусуби» в айкидо.
Основываясь на вашем мнении, можно ли сравнивать сообщество айкидо с другими японскими боевыми искусствами, имеющими то же происхождение? В чем отличие, если оно есть?
Фундаментальная цель изучения боевых искусств состоит в саморазвитии через тренировки. Это характерно для чайной церемонии, искусства икебаны, каллиграфии, Дзен и прочих искусств.
Пишущий о боевых искусствах Ник Портер утверждает, что учебная программа айкидо осталась такой же, как при его начале, и задает вопрос «почему айкидо не меняется и не модифицирует свою учебную программу с течением времени, особенно в связи с множеством новых стилей, у которых растет популярность и количество занимающихся?» Не чувствуете ли вы, что айкидо должно поменять способ обучения согласно новому времени? И если так, есть ли путь сделать это не потеряв идентичности искусства?
Основа айкидо была создана О-Сенсеем Морихеем Уэсибой. Эта основа не может быть изменена. Однако множество учеников О-Сенсея использовали основу их обучения у О-Сенсея и создали разнообразные формы айкидо. Мы можем видеть эти разные формы у множества шиханов, которых мы знаем.
Мы не можем менять дух и основы айкидо, но вне форм айкидо меняется. Это не означает, что айкидо не может быть изменено каким-либо образом. В будущем, я надеюсь, новое поколение людей создаст интересное айкидо, которое многие ожидают, используя основу, заложенную О-Сенсеем.
Так как айкидо индивидуально для каждого тренирующегося, множество инструкторов и додзе реализуют различные идеи и методы тренировок, принимая и адаптируя их из других стилей и искусств. Имеются ли в учебной программе вашего додзе отличия от базы для того, чтобы быть актуальными?
Техники айкидо созданы из базовых движений, которые не могут быть изменены. Я думаю, что если эти базовые элементы нечто такое, чем каждый может свободно манипулировать — это приведет каждого к созданию своего собственного айкидо. В таком случае мы получим множество нового для обучения, в противном случае мы станем твердыми и негибкими. В моем додзе ученики изучают новые и старые формы айкидо. Их цель — познать оба и найти собственный путь роста и индивидуальности.
Что бы вы посоветовали тому, кто открывает додзе сегодня?
Додзе — это не место для развлечений и досуга, это место для искренней тренировки. Там, где это теряется — не додзе, это просто место, где люди собираются вместе. Можно сказать, что любое место, где тренировался Будда можно назвать додзе.
Спасибо за уделенное вами для интервью время, сенсей.
Спасибо вам, Антонио.
=================================================================
Стремясь расширить возможности и развивать молодое поколение практикующих и инструкторов айкидо, Хироши Икеда недавно поддержал новую инициативу «Айкидо для завтрашнего дня». Первый семинар «Айкидо завтрашнего дня» прошел в Boulder Aikikai 21-23 февраля. Мероприятие было на 100% организовано и проведено молодым поколением с целью вдохновить и поощрить будущее развитие айкидо. Aikido Journal скоро опубликует статью, в которой поделятся впечатлениями и точками зрения инструкторов и участников мероприятия.