Стефан Бенедетти. Письмо другу

slide1

Письмо другу

Я хорошо понимаю, что ты имеешь в виду, когда пишешь о тренировках у вас… Ошибки присущи уму начинающих, а в России пока и тренируются только начинающие, их глаза и разум еще недостаточно обучены для того, чтобы правильно различать и выбирать то, что нужно… То же самое относится к людям, придерживающихся довольно странных взглядов на Айкидо — считающих, что в Айкидо, или в древних школах джиу-джитсу, есть некие «тайны». Иными словами, если они что-то не понимают, это не потому, что технически или духовно неготовы, но потому, что есть некие «тайны», в которые их учитель не посвящен или же скрывает их.… Такой подход представляется мне совершенно ребяческим. Я убежден, что единственная тайна Айкидо — это сама практика; мистерия — это тот Путь, по которому ты идешь, а не скрытые сокровища, охраняемые драконами в пещерах гор некой страны обетованной… Дети любят сказки… Вот мой совет: сохраняй свой ум открытым! Это главное качество, необходимое каждому, кто хочет прогрессировать. Неколебимая уверенность в том, что ты — единственный, кто знает, ведет к духовной смерти и паранойе. Открытый ум означает ясное сознание, которому безразличны все внешние или поверхностные различия в технике, ибо оно видит их суть, истинную природу. Оно противоположно тому незрелому сознанию, следствием которого является обучение не Айкидо, а «винегрету», эклектичному набору техник — тенденция, которая, к сожалению, так распространена в России. Человек с открытым умом всегда поймёт ту суть, которая одинаково присуща как Айкидо Тамура сенсея, так и Айкидо Сайто сенсея (для примера я взял двух сенсеев, хорошо известных в вашей стране), тогда как незрелый ум начинающего упрется в видимые, но на самом деле не имеющие решающего значения различия в стиле и личности сенсеев и поспешит заключить, что это — «хорошо», а то — «плохо». Следствием такого незрелого ума является то, что инструкторы Айкидо, едва получившие степень шо-дан, т. е. право называться НАЧИНАЮЩИМИ в Айкидо, полагают, что они могут «улучшить» Айкидо или «изобрести» там что-то новое. Такая позиция есть доказательство самообмана и отсутствия уважения к самому учению (Айкидо), к линии передачи этого учения (от старых учителей к вашему учителю и т. д.), уважения к другим выдающимся учителям, являющимся ЧАСТЬЮ этой передачи, но из другой ветви, и уважения к другим практикам. Уважение к другим и ясное сознание — вот качества, присущие открытому уму. Мне кажется, есть две крайние экстремистские позиции, порожденные затемненным умом. Первый — фундаменталистский, «ваххабистский» подход: «того, что я игнорирую, не существует или, в лучшем случае, является происками дьявола, пытающегося сбить правоверных с пути истинного». Такой подход типичен для тех преподавателей, которые запрещают ученикам даже просто смотреть на другие стили Айкидо, или ходить в другие залы под предлогом сохранения чистоты учения (на самом же деле они, просто, пытаются защитить свои шкурные финансовые интересы от посторонних посягательств) — блокируя для учеников, таким образом, всякую возможность раскрыть свой ум. Другой подход — чисто коммерческий, порожденный современным капитализмом и материализмом. Чтобы завлечь и развлечь учеников, предлагается большой набор самых разных техник (совершенно бесполезных в такой подаче), туманных теорий и соображений — немного от О Сенсея, немного от Иисуса, от Магомета, из египетской магии, три капли Маркса… пользующиеся спросом техники с оружием, тайные техники, хорошо размешать — и из этого нет выхода! Ум оказывается полностью погребенным под этой мешаниной. Не знаю, есть ли способ убедить людей в том, что сила, красота и привлекательность их Айкидо состоит не в том, чтобы преподавать или изучать «тайные техники» древних школ… (Кстати, что в них тайного, если их можно изучить чуть ли не у каждого совсем за небольшую плату?) Попытаюсь объяснить, что я понимаю под уравновешенным подходом, позицией с открытым умом — имеющей целью освободить ум человека. Я всегда призываю своих учеников ходить на занятия к другим учителям, в другие додзё, на семинары в летние лагеря, даже когда я не согласен с тем способом, каким там преподают Айкидо. Важно сопоставить свой собственный опыт с внешним миром — иными словами, выйти из закрытого, защищенного и ограниченного мирка своего додзё, чтобы испытать богатство и разнообразие, присущие другим практикующим. Я предполагаю, что ученик вернется после такого визита с новыми вопросами, это естественно. Я считаю, что это говорит о его тяге к знаниям, это жизнь, и я всегда готов обсудить различные аспекты преподавания Айкидо, которые лежат в основе их вопросов. Когда я пытаюсь обосновать им мой способ выполнения техник, я делаю это не с точки зрения «правильности» или «неправильности», но, скорее, с точки зрения целесообразности. И ни в коем случае я не считаю моих учеников умственно отсталыми детьми или принадлежащими мне «вещами», которые обязаны слепо верить в меня. Как говорил Чогьям Трунгпа, я считаю себя «духовным другом», а не «Учителем», то есть я не владею ни одним из своих учеников. Это одна из основных черт моего преподавания: я считаю учеников взрослыми, ответственными и СВОБОДНЫМИ людьми, которым я помогаю постигать тонкости Айкидо для того, чтобы они развивали в себе способность постигать хитросплетения своих собственных умов. Практикуй все техники в спокойном, уравновешенном состоянии, пытайся найти принцип, который позволит тебе понять глубинное единство, лежащее за всеми техниками — вернее, в основе всех техник. Когда техника кажется сложной, разбивай ее на более простые составляющие прежде, чем пытаться исполнять ее быстро или эффективно. Всегда ищи самое простое движение, самую простую траекторию; когда ты приходишь в замешательство, пусть твоим учителем будет вода… Если ты будешь практиковать в соответствии с этим принципом, твердо придерживаясь такой позиции, тебе непременно откроется истинная тайна Айки… Единство — это объединяющая сила множественности, связующая сила Вселенной. Ты можешь практиковать с вашими молодыми инструкторами — у них нет опыта, но есть искренность в практике, и, надеюсь, они не заражены догматическими представлениями об Айкидо

твой друг Стефан Бенедетти.

(перевод Андрея Шевченко)