Захваты в Айкидо
Обучение техникам Айкидо начинается со статичного способа взаимодействия, и обязательно – с захватов. Считается, что это проще для начального этапа обучения по нескольким причинам:
- захват статичен, есть возможность подумать, вспомнить свою «роль» и дальнейшее действие;
- со временем сознание перестает паниковать от самого факта захвата, захват воспринимается как естественная часть процесса;
- захват при правильной работе уке позволяет почувствовать работу всей конструкции уке — наге, правильные векторы воздействия на эту конструкцию, свои ошибки;
Однако, как и очень многое в Айкидо это не совсем так. Давайте разберем некоторые вроде бы общеизвестные вещи, которые из года в год озвучиваются на семинарах, и однако постоянно служат предметом претензий к сдающим экзамены.
Совершенно ясно, что работать с уже полностью завершенным захватом возможно только в случае серьезного перевеса наге в физической силе, особенно это проявляется в начальных этапах обучения, если новички работают с примерно равными себе по уровню. Очень часто такая работа вырождается в противостояние, ничего общего с принципами Айкидо не имеющее. Надо отчетливо понимать, что мы учимся работать не с уже случившимся, а с незавершенным захватом, который мы сами же и провоцируем своим начальным действием (атеми) – при правильном развитии событий никогда нельзя точно указать на того, кто начал атаку, одно следует за другим естественным образом. Хорошей аналогией мне представляется английское грамматическое понятие «Present Continuous» — «настоящее длящееся время». Вот в этот длящийся, искусственно растянутый для начинающих заниматься отрезок времени и интересует нас при работе с захватом (и не только с захватом, на самом деле). Поэтому не следует вцепляться в руку или кейкоги (куртку) наге изо всех сил сразу, как только произошел контакт. Задача уке — дать верную по направлению и исполнению атаку, сообразуя скорость с уровнем наге и поставленной задачей.
Катате-дори
Вспомним, как выглядит цука (рукоятка катаны) «в профиль» — овал. Предплечье человека имеет практически такую же форму. Хват рук на цука – это то, что мы должны повторить при захвате за предплечье (катате-дори), потому как именно такой захват дает нам возможность через кости руки контролировать позвоночник наге. В свою очередь наге должен понимать, чего он желает в данный момент, и провоцируя уке «подставить» предплечье правильной, нужной в данный момент стороной, в зависимости от заданной техники. Это именно задача наге, как провоцирующей стороны.
Для обучения полезно представлять себе в момент захвата всю протяженность лезвия и работать таким образом, чтобы двигалась киссаки (острие) вашей воображаемой катаны, а не только цука (рукоятка). Так же обязательно не давать появляться пространству между предплечьем наге и ладонью уке, и ни в коем случае не должен меняться угол, под которым произошел захват – это обоюдная задача, но большая ее часть лежит именно на уке, и это ровно те же законы, по которым следует правильно держать катану (или бокен) в руках. Уке психологически проще разорвать эту связь, нежели ее сохранять, и долгое время нужно для понимания, что нарушение любого из этих правил сразу меняет начальные условия задачи и требует от наге соответственного изменения плана своих действий. В свою очередь наге следует выбирать правильную скорость исполнения техники и не срывать захват, если этого не требует рисунок техники.
https://youtu.be/_kr2yGORWkc
Ката-дори
При захвате ката-дори (за внешнюю сторону рукава кейкоги у плеча) у наге практически нет никакого выбора, поэтому следует просто принять захват и действовать вовремя. У уке, в свою очередь, задача в целом не отличается от захвата катате-дори – дать правильную, соответствующую уровню и скорости работы наге атаку, и принять дальнейшие его действия. Следует понимать, что просто вцепиться в рукав и стоять – малоосмысленное действие, при котором самое малое что можно получить – это полновесный удар, а то и не один, короткая дистанция захвата и отсутствие контроля позвоночника очень этому способствуют. Захват ката-дори следует совершать по одному из двух направлений, которые ведут к потере наге равновесия – по линии плечевой кости или на тот же угол по направлению за спину наге. Однако не следует увлекаться – надо понимать и давать начало атаки, но ее скорость и силу следует соизмерять с уровнем и скоростью работы наге.
В Айкидо множество захватов, а так же комбинаций захват-удар или захват-удушение, но смысловое наполнение работы уке и наге в части именно захватов вполне точно описывается на примерах, приведенных выше. Айкидо – это умение выделять важные детали, доводить их выполнение до полного автоматизма, но никогда не терять контроль разума над рисунком движения в целом, а также понимать – что, за чем и, главное, почему следует делать.
https://youtu.be/PbwSvTrZAgs