Стефан Стенад, 7 дан Айкидо Айкикай, шихан, президент шведской федерации будо, размышляет над такой проблемой как аттестация в айкидо. Ну и мы вместе с ним.
В айкидо нельзя завоевать медали, поскольку мы не проводим соревнования. Но есть некоторые показатели уровня мастерства. Степени кю/дан.
В идеале, эти степени не должны использоваться для сравнения одного айкидоки с другим. То есть, аттестация в айкидо – ничто иное как признание того, насколько далеко айкидока продвинулся по своему собственному пути, в соответствии с индивидуальными особенностями и своей личной историей. Однако реальность такова, что в степенях кю/дан заложено некоторое зерно относительной крутизны. Убрать это индикатор уровня из семантики – и степени потеряют всякую ценность для большинства практикующих. Всё это очень сложно.
Моё отношение к степеням всегда было двояким. Они как будто возвращают вас в школу, где оценки используются как мерило конформности ученика. Как будто обучение не есть награда сама по себе. Также и в Айкидо. Мы же изучаем его не для степеней, а ради удовольствия, получаемого от практики.
Поэтому в начале своей карьеры меня устраивала традиция Айкидо, в соответствии с которой все степени кю носили исключительно белый пояс, а все даны – чёрный. Я даже на пару лет дольше проносил белый пояс, проигнорировав необходимость купить чёрный. Когда меня спрашивали, в чём дело, я давал следующее объяснение: Если вы хоть чуть-чуть понимаете в Айкидо, то всё равно можете оценить уровень партнёра. Если вы ничего не понимаете в Айкидо, степень всё равно ничего не скажет.
Позже я узнал, что Тамура-сенсей, один из самых известных мастеров Айкидо, и вовсе не носил чёрного пояса, несмотря на свой 8й дан (и отказ принять 9й). Когда я спросил его об этом, то услышал в ответ:
“Это всего лишь пояс”.
И всё же, через несколько лет без чёрного пояса, я начал его носить. Из соображений пиара. Новички, приходящие в додзё, более склонны остаться, если видят, что инструктор перевязан чёрной ленточкой.
Похожие мысли посещали меня в связи с аттестацией учеников в нашем додзё. Можно было и вовсе отказаться от аттестаций, но тогда мы бы сделали их этакими Робинзонами Крузо в мире Айкидо. Я не хотел, чтобы ученики как одержимые бежали за степенями, но заявить о полном отказе от аттестации – не менее одержимая по своей сути идея. Ведь в таком случае фишкой нашего додзё стал бы радикальный отказ от степеней. Это глупо.
Поэтому, хоть моё отношение к проблеме и двояко, мы проводим аттестации на степени кю и дан, стараясь сохранить соответствие между темпом в аттестациях ученика и его ростом как айкидоки. Это, конечно, не высшая алгебра, но и не рецепт яичницы.
Что касается степеней кю, тут всё достаточно просто. Люди должны изучать техники. На каждом уровне их всё больше, а качество исполнения выше. В шведской аттестационной программе 6 степеней кю (большинство организаций довольствуются пятью). Если ученики часто посещают тренировки и хорошо тренируются, то они получают новую степень в среднем раз в полгода. Другими словами, до 1 кю они идут 3 года. На практике, большинству необходимо 4-5 лет на дорогу.
Между 1 кю и 1 даном необходим минимально разумный интервал в 1 год. Большинство учеников это устраивает, поскольку перед экзаменом на чёрный пояс принято испытывать трепет. Если кто-то слишком спешит получить чёрный пояс и отказывается практиковать целый год, то годовая тренировка терпения – это то, что особенно необходимо подобным людям.
В Швеции существует стандартный период, за который новичок достигает уровня шодан. Это касается не только Айкидо, но и почти всех других видов Будо. Один мой друг, по совместительству большой человек в шведском дзю-дзюцу, как-то сказал, что обычный ученик должен доходить до уровня шодан за пять лет при обычной тренировочной нагрузке. Особенно одарённые ученики в условиях нормальных тренировок могут управиться за четыре года. Также как и средней одарённости люди, занимающиеся интенсивно. Талантливые и способные выдержать интенсивные тренировки могут добраться до шодан за три года, но это случается крайне редко. И, в любом случае, три года – это минимум.
Сугано-сенсей как-то сказал, что с учениками, которых переполняла энергия, он заключал своего рода соглашения. Они договаривались о программе подготовки на шодан сроком на три года. Но часто случалось так, что по мере приближения срока сдачи, случался ещё один разговор, на котором Сугано-сенсей интересовался, не хочет ли ученик отложить экзамен на шодан. И большинство с облегчением соглашались. В любом случае, в сухом остатке оставалось стремление достичь цели, повышенная мотивация и конкретная задача.
Когда я начал изучать Айкидо в начале 1970-х, чёрные пояса были настолько редки, что смена цвета казалась событием очень значимым. И когда люди достигали этой ступени, они теряли мотивацию к дальнейшим тренировкам, дальнейшая аттестация в Айкидо их не интересовала. Было похоже, будто они покорили пик, и уже ничто не могло соблазнить их на дальнейшие свершения.
Это происходит и в наши дни, но уже намного реже, поскольку вокруг столько народу с чёрными поясами, и у многих уже давно не первый дан. Чёрный пояс потерял часть своего шарма и таинственности, но я считаю, это хорошо. В конце-концов, шодан – это всего лишь “первый уровень”. Начало пути.
Может показаться, что я сноб. Как будто долгие годы тяжёлых тренировок до шодан ничего не значат. Честно говоря, большинство людей тренируются с большей отдачей, пока у них нет степени “дан” (муданся), чем когда они получают младший дан (юданся). Нельзя сказать, что многие уходят, но очень многие расслабляются и относятся к тренировкам с прохладцей, как будто всё самое сложное позади.
Что касается степеней после шодан, я считаю, что в большинстве организаций работают следующие правила: два года до нидан, три до сандан, четыре до йондан. При условии обычного уровня одарённости и обычного темпа тренировок. Это же применимо и к данам, присваиваемым по рекомендации: минимум пять лет до годан и шесть лет до рокудан. На этапе 7 дана происходит резкая смена темпа: 12 лет минимум. И потом 15 до 8го. Минимум. Без учёта многочисленных нюансов.
Когда я был молод, то верил в миф о том, что разница между шодан и нидан такая же огромная, как между новичком и шодан. И что для последующих данов это аналогично. Что якобы каждый следующий дан удваивал уровень мастерства. Это не так.
Конечно, ожидается значительный рост в уровне. Но этот рост намного менее заметный, чем колоссальная, бросающаяся в глаза разница между 6 кю и 1 даном. Именно в начале пути ученики борются с, казалось бы, непреодолимыми трудностями. Их тела как будто неспособны выполнять технические элементы, а сознание кажется отказывается оценить сложность техник. Тяжкий путь с первого дня тренировок и до экзамена на шодан требует упорства. Или ты остаёшься и справляешься с трудностями, или уходишь. Большинство уходят.
Поэтому на самом деле к степеням кю надо относиться очень серьёзно. Потому что именно на этом этапе ученики по-настоящему побеждают сами себя. По чуть-чуть и шаг за шагом. И, возможно, больше людей из этой категории оставалось бы в наших залах, если бы мы выказывали соответствующе уважение к их достижениям.
В других стилях Будо степени кю отмечаются разноцветными поясами. Всё вместе вызывает у меня в голове образ радуги. И хотя я лично – сторонник того принципа, что в Айкидо дОлжно носить белый пояс, пока не пришло время сменить его на чёрный, возможно, большинство представителей нашего общества будут более мотивированы, если бы могли периодически сменить один цветной пояс на другой, более модный.
Самое значительное событие в жизни айкидоки – это когда, наконец, позволяют одеть хакама. В разных организациях это допускается на разных уровнях. Где-то это шодан. В Швеции это 3 кю. В Хомбу-додзё это было обязательно с первого дня тренировки, но из-за послевоенной нищеты позволялось отложить покупку хакама до шодан. Изначально ношение хакама не имело никакого отношения к уровню мастерства.
Когда я начал заниматься Айкидо, ношение хакама не зависело от степени. Нам просто говорили, когда можно начать носить хакама (если к этому времени ученик не обзаводился ею по личной инициативе). Наш тогдашний учитель, Ичимура-сенсей, потребовал, чтобы я одел хакама до окончания первого года тренировок. Конечно, поначалу я часто спотыкался и падал.
И хотя шведский стандарт – 3 кю, в нашем додзё мы позволяем носить хакама ученикам с 4го кю. Это связано с тем, что ношение хакама помогает выстроить правильную осанку, а также получить нужное ощущение плавных, округлых движений. Если заставлять учеников ждать нетипично долго, вы рискуете получить айкидок с техническими изъянами, от которых не так-то просто избавиться.
Мой друг, Урбан Альденклинт, выдающийся мастер Айкидо и наставник одного из додзё в Швеции, прямо заявил, что я слишком требователен к нашим ученикам уровня 4 кю. Что эти требования больше подошли бы 3 кю. Возможно, он прав.
Я думаю, единственное действительно значимое соображение в вопросах ношения хакама – это безопасность ученика. Ученик должен иметь адекватные навыки в укеми. Ношение хакама до освоения укеми может быть травмоопасно. Я думаю, для большинства учеников, это означает уровень средних кю.
У меня есть некоторые базовые представления о том, что я хочу видеть на экзамене. Полагаю, я разделяю взгляды большинства инструкторов. Степень означает уже пройденный этап. Это не прыжки в высоту, где атлет пытается прыгнуть выше, чем его средний показатель на тренировке. Да, при таком подходе мы лишаемся известной доли драматизма и соревновательности во время аттестации. В самом благоприятном сценарии, аттестация должна быть церемонией, на которой ученики демонстрируют уже освоенные навыки и рост по сравнению с предыдущим экзаменом. Аттестация – скорее праздник, чем стресс-тест. Я говорю о благоприятном сценарии.
Что касается уке, то я предпочитаю, чтобы уке был того уровня, на который претендует тори. Для новичков это не столь важно, они могут сдавать экзамен в паре друг с другом, но это становится всё более существенным по мере роста кю. При экзаменах на дан я строго придерживаюсь этого правила. Если уке с подходящим уровнем отсутствует, то это должен быть или человек с уровнем на один выше, или с уровнем на один ниже. И только в отдельных случаях я допускаю отклонения от этого правила.
Я был свидетелем аттестаций, где для экзамена на шодан ассистировал йондан. Это означает, что уке решает, насколько классно (или нелепо) будет выглядеть тори. Если же уровень уке значительно ниже уровня тори, то аттестация получается крайне простой, потому что уке не хватает опыта. В любом случае, и то, и то – не оптимально. Лучше всего, если ассистент и экзаменующийся имеют примерно одинаковую степень.
Определить конкретные требования для каждого уровня кю и дан крайне затруднительно. Как правило всё сводится к сравнению учеников, оказавшихся на экзамене, а не оценке по абсолютной шкале. Поэтому если в начале экзамена кто-то великолепно выступил на 6 кю, значит для всех остальных ставки только что возросли. Это не идеальная система, но именно так всё и происходит на самом деле. В большинстве случаев.
Однако, что касается 6 кю (или какой именно кю принято считать младшим в данной системе). Вот как сформулировал подход аттестационной комиссии мой друг-инструктор по дзю-дзюцу: “Если он вообще двигается, я дам ему младший кю.” Дело в том, что это “ознакомительный экзамен”, чтобы дать ученику представление о том, как происходит этот полный стрессов и волнений ритуал. Если только ученик посещал занятия, у него должно хватить навыков, чтобы показать хоть что-то. Для меня не важно, знают ли они названия техник. Это придёт само собой, не стоит на этом зацикливаться.
Я отношусь к экзамену на 6 кю как к показателю того, насколько эффективна наша работа с новичками. Это более экзамен для младших инструкторов, чем для их учеников.
Поэтому 5 кю – это первый настоящий экзамен. На этом этапе ожидается уже некоторая доля уверенности. Я доволен, если человек различает омоте и ура версии приёмов. Это хороший индикатор прогресса в понимании принципов Айкидо.
На 4 кю я прежде всего обращаю внимание на укеми. Это связано с тем, что с этой степени в нашем додзё допускается ношение хакама (как было сказано выше). В других додзё на укеми могут не обращать внимания до 3 кю (по той же причине). Я бы также хотел, чтобы ученики на 4 кю могли показать некоторую скорость и текучесть, не только статику. Больше дзютай, меньше готай.
3 кю лично для меня представляет интерес в качестве экватора между младшим кю и шодан. Техники стоит исполнять с долей уверенности, как если бы ученик и в самом деле был способен справиться с нападающим, применяя репертуар Айкидо. Центрированность и понимание того, что происходит, крайне важны на этом этапе.
Я заметил, что ученики, которые смогли добраться до 3 кю исключительно за счёт своей одарённости (а в нашем обществе много по-настоящему талантливых людей), врезаются в стену на этом этапе обучения. Это стена из трудностей, с которыми менее талантливые столкнулись на своей первой тренировке. Многие ученики, которые излучают столько таланта, что учителя уже видят их в роли будущих супер-шиханов, бросают именно на этом этапе. Их шокирует осознание того, что и им тоже надо пахать. Во всякой дисциплине Будо ключом к мастерству является упорность и методичность. Этим качествам нет заменителя.
2 кю – это промежуточный этап, сам по себе не представляющий никакой ценности. Это технический уровень, необходимый для отдаления экзамена на шодан, и чтобы при этом ученику было, чем заняться. Людям на этом этапе по-прежнему нужна мотивация в виде цветной ленточки каждые полгода. Но помимо этого, никакого особого смысла во 2 кю нет. Да, ученик должен быть более продвинут, чем на своём 3 кю, этот прогресс должен быть заметен. В противном случае учитель должен пересмотреть программу тренировок для этого ученика (обычно в сторону роста количества увлекательных и воодушевляющих испытаний).
Для 1 кю я следую простому правилу: это экзамен на шодан минус бумажная волокита. Как только что получивший чёрный пояс ученик: он уже шодан, но ему ещё неловко, он ещё не свыкся с мыслью. Всем должно быть очевидно, что ученик справится с экзаменом на шодан, дело просто в очередной порции тренировочных часов. Всё идёт по плану и следующая станция уже появилась на горизонте.
И всё же я предпочитаю, чтобы ученики отзанимались ещё год, прежде чем подавать заявление на шодан. Такой объём тренировок только пойдёт на пользу и придаст уверенности в своих силах.
Уровень шодан – это тот уровень, на котором ученик должен показать знание всей тренировочной программы Айкидо: все техники тайдзюцу от всех базовых атак. Я не требую хорошего знания дзётори или тачидори, хотя было бы неплохо увидеть какое-то понимание этих разделов. Также меня не интересует понимание танинзугаке или даже футаридори. Какие-то вещи надо оставить на потом. Возможно, придётся показать тантодори, хотя на самом деле это один из самых сложных разделов Айкидо. Я прибегаю к тантодори исключительно для того, чтобы ученикам с 1 кю было чем себя занять в течение года ожиданий перед шодан.
В Японии шодан считается уровнем начинающего. Поскольку на островах достаточно мастеров с высокими степенями. Но во всём остальном мире люди со степенью шодан часто становятся инструкторами. Поэтому крайне важно, чтобы экзамен на шодан был одновременно и проверкой того, как человек относится к Айкидо. Должна быть некоторая зрелость характера.
Как правило, это проявляется в отношении к уке. Если тори относится пренебрежительно или жестоко к своему уке, стараясь любой ценой выполнить приём, возможно, в отношении к Айкидо что-то сильно испорчено. И это более важно, чем уровень технического мастерства. За время своей практики Айкидо я понял, что все мои знакомые шиханы из Японии придерживаются этой же точки зрения. Недопустимо, если кто-то демонстрирует превосходство своих техник Айкидо за счёт здоровья партнёра по тренировкам.
На уровне нидан ученик должен продемонстрировать значительный прогресс по сравнению с шодан. Это кажется самоочевидным, но после экзамена на шодан всегда есть риск стагнации и потери интереса к тренировкам, как если бы самое сложное испытание позади, а впереди – приятная поездка на автопилоте и уровни за выслугу лет. Ученики должны продемонстрировать настрой на дальнейшее шлифование техник и углубление собственного понимания Айкидо. Можно сказать, что от них ожидается произвести впечатление опытного юданся, не растерявшего желание самосовершенствоваться.
На уровне нидан я проверяю понимание разделов дзётори и тачидори, хотя в последнее время я не столь часто спрашиваю техники из этих разделов. Но это мои личные педагогические предпочтения. Я ожидаю увидеть работу футаридори, как готай так и дзютай. Это требование появляется в экзамене на нидан, поэтому у юданся уровня шодан есть, чем занять себя в следующие два года после экзамена.
Айкидо – это танинзугаке, но на овладение этим разделом требуется время. Я не люблю наблюдать, как старшие кю и младшие даны мучаются с несколькими нападающими. Шансы на что-либо, кроме провала, минимальны. А это оставит неправильное впечатление. Я придерживаюсь простого правила: два нападающих на нидан, три на сандан, четыре на йондан. Этого достаточно. Что-либо иное может быть и поражает воображение стороннего наблюдателя, но не впечатляет меня как учителя.
Если подумать, я вообще не часто вижу хорошую работу в танинзугаке, независимо от уровня.
Сандан – это в некотором роде последняя степень базового Айкидо. Ученик должен продемонстрировать успешное владение всеми базовыми техниками даже при высокой скорости атак или от сложных видов нападения. При выполнении приёмов должна чувствоваться уверенность в том, что они делают. Уверенности должно быть намного больше, чем минимально необходимо для экзамена на этот уровень. Ученик должен демонстрировать хорошую центрированность, а техники должны выглядеть убедительно. В основе хорошего экзамена на сандан должен лежать образ айкидоки, который выбрал Айкидо как жизненный путь. Это тот человек, которого без всяких сомнений можно было бы назвать “айкидока”.
Во время экзамена я не проявляю придирчивого интереса к каждой технике. Предпочитаю “отпустить вожжи”, позволяя ученику самостоятельно выбирать техники, чтобы он расслабился и в комфортных условиях показал всё, на что способен. Можно сказать, я ожидаю шоу. Это особенно важно на йондан. Единственный случай, когда я могу попросить выполнить конкретную технику – это если я чувствую, что может быть провал в уверенности при исполнении того или иного приёма.
Смешно спрашивать на экзамене уровня сандан приёмы вроде кататедори иккё, омоте и ура, как будто кто-то всерьёз подозревает, что человек добрался до этого уровня, не овладев подобными вещами.
Я бы хотел обратить внимание на подход Нишио-сенсея к экзаменам на степени дан. Он позволял ученикам составить собственную программу выступления, ограничиваясь лишь командами “начали” и “закончили”. Многие попадали в эту ловушку кажущейся простоты. Однако такой подход давал возможность всесторонне оценить личность экзаменуемого. Амбициозные ученики слишком увлекались технически сложными и до конца не освоенными приёмами, и всякий недочёт в отношении к Айкидо моментально становился заметным. Я лично уяснил для себя, что этот подход ничуть не хуже более традиционного. И намного веселее.
Поэтому я надеюсь, что этот метод сохранится среди учеников Нишио и других айкидок, потому что в результате мир Айкидо становится богаче. В настоящий момент, будучи представителем аттестационного комитета Швеции, я не могу себе позволить такой подход. Но иногда искренне скучаю по подобным экзаменам.
Что касается йондан, то в Айкидо Айкикай это последний уровень, на котором кто-то может вас как-то проверить. Все остальные степени получают в результате представления и рекомендаций. Поэтому я ожидаю, что на уровне йондан ученик может продемонстрировать ростки собственного айкидо. Это самое удивительное в нашем искусстве. Оно становится вашим собственным, и вы выражаете его в специфическом, присущем исключительно вам, ключе. Так и должно быть. Поэтому экзамен на йондан должен давать возможность исследовать то айкидо, которое ученик намеревается привнести в наш мир.
Ученик должен принять на себя ответственность за своё развитие в будущем. Отныне он будет предоставлен сам себе, возможно, человек продолжит тренироваться без наставника. Хотя, безусловно, он будет учиться у старших (а в идеале, и у младших). Поэтому для меня экзамен на йондан – это экзамен личности ученика. Технические способности надо было проверять на предыдущих этапах. Настало время увидеть зачатки мастерства.